Большинство архитектур управления сети используют одну и ту же базовую структуру и набор взаимоотношений. Конечные станции (managed devices - управляемые устройства), такие как компьютерные системы и другие сетевые устройства, прогoняют программные средства, позволяющие им посылать сигналы тревоги, когда они распознают проблемы. Проблемы распознаются, когда превышен один или более порогов, заданных пользователем. Management entities (управляющие об'екты) запрограммированы таким образом, что после получения этих сигналов тревоги они реагируют выполнением одного, нескольких или группы действий, включающих:
Управляющие об'екты могут также опросить конечные станции, чтобы проверить некоторые переменные. Опрос может быть автоматическим или его может инициировать пользователь. На эти запросы в управляемых устройствах отвечают "агенты". Агенты - это программные модули, которые накапливают информацию об управляемом устройстве, в котором они расположены, хранят эту информацию в "базе данных управления" и предоставляют ее (проактивно или реактивно) в управляющие об'екты, находящиеся в пределах "систем управления сети" (NMSs), через протокол управления сети. В число известных протоколов управления сети входят "the Simple Network Management Protocol (SPMP)" (Протокол Управления Простой Сети) и "Common Management Information Protocol (CMIP)" (Протокол Информации Общего Управления). "Management proxies" (Уполномоченные управления) - это об'екты, которые обеспечивают информацию управления от имени других об'ектов. Типичная архитектура управления сети показана на Рисунок 4-1.